Приемная Национальной комиссии по правам ребёнка
ГУО"Социально-педагогический центр Ошмянского района"
понедельник-пятница 08.00 - 17.00
Детский социальный приют работает круглосуточно
Позвонив на телефон "ДОВЕРИЕ", дети, подростки, их родители и педагоги могут получить профессиональную помощь по вопросам, связанным с созданием психоэмоционального комфорта, снижением уровня агрессии у детей и подростков, а также получить советы как укрепить их психологичнское здоровье и безопасность. Анонимность и конфиденциальность – основные принципы нашей работы. Тайна обращения гарантируется.
Нет неразрешимых проблем, просто пути их решения выбраны неверно.
Мы поможем найти Вам оптимальный выход! Позвоните!
Консультационная помощь специалистов
по телефону "Доверие"
4-57-63 Управление образования Ошмянского райисполкома
7-07-58 ГУО «Социально-педагогический центр Ошмянского района»
«ПРЯМАЯ ТЕЛЕФОННАЯ ЛИНИЯ»
Ежеквартально проводятся «прямые телефонные линии» по наиболее актуальным темам, в ходе которых гражданам и юридическим лицам руководством и специалистами СПЦ даются ответы на поставленные ими вопросы в пределах компетенции.
При необходимости проводится дополнительное изучение вопроса. О результатах рассмотрения таких обращений, не разрешенных в ходе «прямой телефонной линии», граждане и юридические лица уведомляются в пятнадцатидневный срок со дня регистрации обращений или срок рассмотрения обращений может быть продлен до одного месяца.
В случае если обращение либо отдельные поставленные в нем вопросы, поступившие в ходе «прямой телефонной линии» не относятся к компетенции СПЦ, гражданину и юридическому лицу разъясняется, в какую организацию им необходимо обратиться.
Получить ответы на интересующие вопросы в рамках названной темы можно будет
по тел. 8 01593 7-07-58
Что делает педагог-психолог в учреждении дошкольного образованеия?
Для чего нужен психолог в учреждении дошкольного образования? Каковы требования к нему, и какие функции он имеет право выполнять? Эти вопросы задают себе многие родители. Маленький человечек попадает в непривычную, странную и новую для него обстановку детского сада. Вокруг много детишек и взрослых, следует подчиняться распорядку, самостоятельно кушать и играть с другими детками, учиться общаться со сверстниками и взаимодействовать со взрослыми. Помочь ребенку адаптироваться и проследить за его состоянием должен педагог-психолог в детском саду. Для многих малышей такое учреждение – первый серьезный стресс. Чтобы избежать неприятных последствий, не стоит оставлять кажущиеся на первый взгляд проблемы маленьких воспитанников без внимания.
Кто такой педагог-психолог?
Педагог-психолог в детском саду является очень важным специалистом для деток, их родителей и персонала учреждения. Родителям не стоит пугаться, если с их ребенком работает педагог-психолог — он не врач и не ставит диагнозы деткам. Его задачи иные.
Трудится педагог-психолог в трех направлениях:
-
Работа с ребенком. Специалист оценивает личностные характеристики малыша, его психотип, особенности психики и поведения, его природные наклонности, страхи. Зная особенности каждого конкретного ребенка, психолог в детском саду помогает адаптироваться к новым условиям, найти общий язык со сверстниками и воспитателями, решить конфликтные ситуации и помочь, если у малыша проблемы. Работа психолога с детками объединяет функции психологического ведения и педагогики.
-
Работа с законными представителями ребенка. Пожалуй, детский садик является для родителей малыша стрессом даже большим, чем для самого воспитанника. В задачи психолога входит работа с мамами и папами в нескольких направлениях: помочь осознать новый статус ребенка, объяснить, как вести себя с ним, как работать в области развития своего малыша, решать конфликтные ситуации. Специалист подсказывает родителям дальнейший путь воспитания. Также в задачи психолога входит выявление отклонений в развитии и сообщение родителям о том, что их чадо нуждается в консультации врачей.
-
Работа с персоналом учреждения дошкольного образования. Есть мнение, что труд воспитателя низкоквалифицированный, простой, не требующий особых сил и специальных навыков. Это огромная ошибка. Психолог в детском саду как раз осуществляет работу с воспитательским составом, помогает с проблемными детками и выполняет наставнические функции по части работы с ребятами. Каждый педагог должен найти общий язык со всей группой малышей, подобрать ключик к маленькому сердечку, стать другом, покровителем и наставником.
Функции педагога-психолога
Стоит рассмотреть подробней, какие функции выполняют педагоги-психологи в детских садах. Они следующие:
-
адаптивная;
-
диагностическая;
-
педагогическая;
-
консультационная;
-
аналитическая;
-
проблемная.
Адаптивная
Педагог-психолог помогает адаптироваться каждому ребенку к условиям детского садика. Как правило, большинство детей не могут сразу осознать, где они находятся, что вообще происходит и как себя вести. Ребенок находится в состоянии стресса, и задача психолога – поработать с ним, чтобы условия детского садика стали для каждого малыша естественными и комфортными.
Работа ведется как с коллективом в целом, так и с каждым ребенком. Для осуществления этих функций создается дневник психолога в детском саду. В нем специалист отмечает пункты плана по адаптации младших детсадовцев и ребят, попавших в учреждение в более старшем возрасте. Он расписывает план мероприятий по работе как с малышами, так и с родителями, и воспитательским составом.
Задача этого этапа – помочь каждому ребенку осознать себя частью коллектива и почувствовать себя комфортно в условиях детского садика.
Диагностическая
В рамках этой функции педагог-психолог в детском саду проводит диагностику психотипа ребенка, его способностей и наклонностей, возможных проблем. Для того чтобы успешно работать с каждым малышом, следует знать, чем он живет. Также осуществляется диагностика знаний и умений (насколько хорошо дети могут ходить на горшок, пользоваться столовыми приборами, вести себя в коллективе, взаимодействовать с другими детьми и проч.).
Помимо базовых навыков, потребностей и особенностей малышей, педагог-психолог в процессе диагностики выявляет проблемы каждого ребенка. Это могут быть:
-
логопедические проблемы;
-
привычки нервного толка (грызть ногти, ковырять в носу);
-
задержка в развитии;
-
расстройства поведения;
-
прочие проблемы.
С учетом результатов выстраиваются занятия психолога в детском саду с малышами. Если потребуется, он направит ребенка на консультацию к узкому специалисту.
Педагогическая
Педагог-психолог – это в первую очередь педагог, задачей которого является всестороннее развитие каждого ребенка. Для выполнения этой задачи психологи в детских садах:
-
разрабатывают развивающие и обучающие программы для деток всех возрастных категорий;
-
составляют график развивающих игр;
-
проводят игровые психотесты для контроля за развитием деток;
-
разрабатывают методы социальной адаптации и усвоения базовых навыков (сюда относятся: правила поведения, взаимодействие в коллективе, представления о мире и прочие);
-
проводят обучающую работу с персоналом;
-
беседуют с родителями деток;
-
разрабатывают мероприятия по адаптации проблемных ребят (с поведенческими нарушениями, без серьезных психических либо физических расстройств).
Консультационная
Педагог-психолог работает путем общения. Консультации психолога детского сада могут носить характер:
-
личный (беседа с каждым ребенком);
-
общий (работа с детским коллективом);
-
личный (беседа с каждым родителем);
-
общий (с группой родителей);
-
личный (с ребенком и его родителями);
-
общий (с родителями и воспитателями);
-
общий (с воспитателями и детьми).
В рамках каждой консультации рассматриваются определенные нюансы. Педагог-психолог может консультировать по таким вопросам:
-
Как помочь ребенку адаптироваться?
-
Базовые советы родителям – как вести себя с детсадовцем?
-
Игровые занятия с детками, имитация различных ситуаций.
-
Работа с каждым ребенком для анализа его личности, потребностей и проблем.
-
Разрешение конфликтных и проблемных ситуаций.
-
Работа с родителями и воспитателями в личных вопросах.
-
Выявление проблемных деток и извещение родителей о трудностях.
-
Многое другое.
Вся консультационная работа педагога-психолога базируется на помощи деткам и их родителям расти и развиваться вместе.
Аналитическая
В рамках аналитической работы педагог-психолог:
-
анализирует деток – их поведение, навыки, проблемы;
-
составляет отчеты в вышестоящие организации;
-
выполняет задания аналитического характера, предусмотренные законодательством;
-
ведет дневники и журналы в установленной законодательством форме;
-
подает отчеты, предусмотренные законодательно.
Проблемная
Педагог-психолог детского сада решает и проблемные ситуации. В его компетенцию входят:
-
выявление проблем у деток;
-
анализ проблем и принятие решения — требуется ли консультация специалиста и специфическое лечение, либо проблема может быть решена психологом;
-
помощь в решении конфликтных ситуаций;
-
работа в проблемных или нестандартных ситуациях с детками, их родителями и персоналом садика;
-
ведение частных занятий с малышами для решения их проблем.
Как правило, для педагога-психолога установлены четкие ограничения и прописаны функции, которые он выполнять уже не имеет права. Рассмотрим их подробней.
Чего педагог-психолог не имеет права делать
Функции педагога-психолога не распространяются на:
-
Постановку диагноза детям.
-
Проведение специфического лечения либо его назначение.
-
Составление обязательной программы для родителей по воспитанию ребенка. Работа психолога носит консультационный и вспомогательный характер.
-
Работу с детьми для постановки у них определенных поведенческих и ситуационных моментов, которые носят заведомо опасный для ребенка характер.
-
Любую работу, которая направлена на «копание» в голове малыша без ведома родителей или которая может нанести ребенку вред.
Советы педагога-психолога в детском саду направлены на помощь в адаптации, развитии и взаимодействии ребенка с окружающим миром. Они не носят явного лечебного характера. Также запрещены на законодательном уровне любые действия, которые могут причинить вред психическому либо физическому здоровью малыша.
Поэтому педагог-психолог детского сада – это специалист, который помогает малышам, их родителям и персоналу жить дружно, учиться вместе и чувствовать себя легко и комфортно.
Советы педагога-психолога
Памятка для родителей
«Как подготовить ребенка к детскому саду»
Детский сад – это не только новое окружение, новая обстановка, новые люди. Это и первое расставание ребенка с близкими людьми, и, следовательно, первое большое испытание, которое он встретит самостоятельно. Поскольку условия детского сада едины для всех, то возникает задача адаптации каждого отдельного ребенка с его выраженной индивидуальностью к этим общим условиям. Малышу надо приспособиться к новому ритму и требованиям воспитателя. Чтобы стресс не был болезненным и не затянулся на долгие недели, необходимо разумная и последовательная помощь родителей.
Как надо готовить ребенка к поступлению в детский сад
1. Свое решение о посещении детского сада сообщить ребенку с радостью, преподнести ему это как награду.
2. Готовить ребенка к временной разлуке с Вами и дать понять ему, что это неизбежно только потому, что он уже большой. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до детского сада и стал таким большим.
3. Покупать вещи для детского сада вместе с ребенком. Заботиться о том, чтобы вещи были максимально простыми и удобными, без лишних застежек и пуговиц, обувь – на липучках или на молнии.
4. Заранее узнать режим дня в дошкольном учреждении и организовать похожий режим дома.
5. Отправлять в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров. Повысить роль закаливающих мероприятий.
6. Как можно раньше познакомить ребенка с детьми и воспитателями в детском саду, куда он скоро придет. Раскрыть малышу «секреты» возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми.
7. Учить ребенка всем необходимым навыкам самообслуживания.
8. Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления в детский сад.
9. Продумать, кто будет приводить и уводить ребенка.
10. Продумать свой отпуск так, чтобы не оставлять ребенка первое время на целый день в детском саду. Все время объяснять ребенку, что он для Вас, как и прежде, дорог и любим.
11. Накануне напомнить малышу, что завтра он идет в группу, и ответить на все вопросы ребенка.
Как надо вести себя с ребенком начавшим посещать детский сад
1. Не оставлять его на целый день в детском саду, пораньше забирать домой.
2. Создавать для него спокойный климат в семье, уменьшить нагрузку на нервную систему.
3. На время прекратить походы в цирк, театр, гости.
4. Обеспечить в выходные дни дома для него такой же режим, как и в детском саду.
5. Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за капризы.
6. При выражении невротических реакций оставить малыша на несколько дней дома, сразу обратиться к психологу и детскому врачу.
Как не надо вести себя с ребенком, начавшим посещать детский сад
1. При ребенке плохо говорить о детском саде.
2. Все время обсуждать в его присутствии проблемы, связанные с дошкольным учреждением.
3. Угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи и непослушание, поздно забирать домой.
4. Водить ребенка в многолюдные места, резко менять на выходных его режим дня.
5. Ограничивать общение малыша с другими детьми.
К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:
– самостоятельно садиться на стул;
– самостоятельно пить из чашки;
– активно участвовать в одевании, умывании.
Наглядным примером выступают прежде всего сами родители. Требования к ребенку должны быть последовательны и доступны. Тон, которым сообщается требование, выбирайте дружественно-разъяснительный, а не повелительный.
Если ребенок не желает выполнять просьбы, вызвал у вас отрицательные переживания, сообщите ему о своих чувствах: мне не нравится, когда дети хнычут; я огорчена; мне трудно.
Нужно соразмерять собственные ожидания с индивидуальными возможностями ребенка.
Важно также постоянно поощрять ребенка, давать положительную оценку хотя бы за попытку выполнении я просьбы.
Планируйте свое время так, чтобы в первые 2-4 недели посещение ребенком детского сада у вас была возможность не оставлять его на целый день. А впервые дни вам необходимо находиться недалеко от детского сада.
Педагог-психолог: Малиновская А.В.
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К УЧРЕЖДЕНИЮ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Другими словами, каждый ребенок привыкает по-своему. Однако существуют некоторые закономерности, о которых необходимо помнить педагогам и родителям.
Выделяют три стадии адаптационного процесса:
Острая фаза – сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, более частыми респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии. Фаза длится в среднем один месяц.
Подострая фаза – характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами. Фаза длится 2-3 месяца.
Фаза компенсации – характеризуется убыстрением темпа развития, и дети преодолевают указанную выше задержку в развитии через 3-4 месяца.
Различают 3 степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
легкая адаптация – ребенок вливается в новый коллектив безболезненно (это происходит приблизительно в течение месяца), включается в игры, доброжелателен, мало капризничает при утреннем приеме в детский сад, поведение нормализуется в течение 10-15 дней, ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения занятий;
адаптация средней тяжести – ребенок более-менее терпимо переносит походы в детский сад, может периодически «всплакнуть» в группе, но в последствии отвлекается. Чаще всего в это время заболеваний не избежать. Состояние ребенка нормализуется в течение месяца, он на короткое время теряет в весе, может наступить однократное заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;
тяжелая адаптация – у ребенка наблюдаются улучшения аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушение сна и мочеиспускания, резкие перепады настроения, частые срывы и капризы. Кроме того, малыш очень часто болеет (в данном случае болезнь нередко связана с нежеланием ребенка находиться в детском саду).Теряет уже полученные навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма. Такие дети в коллективе чувствуют себя неуверенно, практически ни с кем не играют. Длится этот период от 2 до 6 месяцев.
Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода
1. Возраст.
2.Состояние здоровья.
3.Уровень развития.
4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками.
5. Сформированность предметной и игровой деятельности.
6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.
Причины тяжелой адаптации к условиям детского сада
1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
2. Наличие у ребенка своеобразных привычек.
3. Неумение занять себя игрушкой.
4. Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.
5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.
Педагог-психолог: Малиновская А.В.
ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКА.
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться…»
Л. А. Венгер.
У ребенка должна быть сформирована «внутренняя позиция школьника». Именно подготовительная группа детского сада позволяет сменить игровую позицию на учебную. Происходят качественные изменения в психической сфере. От позиции дошкольника «я хочу» ребенок переходит к позиции школьника «надо». Он начинает понимать, что в школе применяются правила, оценочная система. Обычно готовый к обучению ребенок «хочет учиться».
Если ваш ребенок не готов к новой социальной роли – позиции школьника, то, возможно, у него возникнут трудности. Вы можете столкнуться со стойким нежеланием идти в школу, невысоким познавательным интересом, слабой учебной активностью, низкой работоспособностью. Заметить эти признаки можно задолго до поступления в школу. В этих случаях ребенок инфантилен, стремиться казаться младше своего возраста, живет только по принципу «хочу», совершенно игнорируя «надо». Он негативно относится к любой умственной работе, не любит отвечать на вопросы, не любит чтение. В самостоятельной деятельности ребенок в основном играет в стереотипные игры, сюжеты игр однообразны.
Если Вы это замечаете в ребенке, то:
1. Сходите с ним на экскурсию в школу, покажите как много там детей, посетите уроки, школьные мероприятия, поговорите после уроков с первоклассниками, с учителями.
2. Нежелание идти в школу может объясняться и завуалированным страхом перед «взрослением». Такие дети не уверены в себе, тревожны, не могут принять того, что в школу нельзя брать игрушки, что другие дети могут обидеть. Расскажите такому ребенку, как Вы учились, о школьных друзьях, интересных моментах школьной жизни.
3. Спросите ребенка, кем он хочет стать, на кого быть похожим. Докажите, что именно школа поможет ребенку стать тем, кем он хочет, достичь цели.
4. Если в семье уже есть школьник, не совершайте грубой ошибки, – не обсуждайте его неуспехи и проблемы в присутствии младшего ребенка, не ругайте и не наказывайте, – это может вызвать страх и нежелание быть учеником. Наоборот, отмечайте его успехи, хвалите в присутствии будущего первоклассника. Именно мотивация на успех должна стать для будущего ученика ведущей. И Вы, думая и говоря о школе, должны сами верить, что все будет хорошо.
Для формирования у ребенка «внутренней позиции школьника», учебных мотивов, необходимо решить три основные задачи:
1. Формирование у детей правильных представлений о школе и учении;
2. Формирование положительного эмоционального отношения к школе;
3. Формирование опыта учебной деятельности.
Для этого используются следующие формы и методы работы:
● беседы о школе;
● чтение рассказов и разучивание стихов на школьную тематику;
● рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним;
● рисование школы;
● игра в школу.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ.
Ребенок должен быть подготовленным в этом плане. Когда ребенок не боится совершать ошибки, он учится их преодолевать. Когда он учится преодолевать трудности в учебе, в научении, у него повышается самооценка. Он приучается ограничивать свои желания, преодолевать трудности, его поведение уже не носит импульсивный характер.
Родителям нужно уметь поддержать, подсказать, а не выполнять задание за ребенка. Любое давление со стороны родителей может у него вызвать нежелание и страх. Поэтому так важны доверительные и позитивные отношения в семье.
Главной отличительной особенностью нового для ребенка вида деятельности (учебной) является формирование произвольного уровня регуляции деятельности – действий (учебных и реализующих отношения с окружающей действительностью) в соответствии с заданными нормами.
Недостаточное развитие волевой готовности с первых же дней обучения в школе значительно затрудняет процесс усвоения знаний. Эти учащиесянеорганизованы, невнимательны, неусидчивы; плохо понимают объяснения учителя; допускают большое количество ошибок при самостоятельной работе и не замечают их; нередко нарушают правила поведения, постоянно забывают дома учебные принадлежности, не успевают за темпом работы в классе.
Как это предотвратить?
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ.
1. Постепенно и очень настойчиво приучайте ребенка к четкому распорядку дня.
2. Придерживайтесь определенных правил организованного поведения.
Ребенок должен:
– Вставать, есть, гулять, ложиться спать в одно и тоже время;
– Уметь занять себя интересным делом;
– Чередовать подвижные, шумные игры с умственными занятиями;
– Находить время для общих семейных дел и труда;
– Стараться не тратить много времени на режимные моменты (умывание, одевание и т. д.).
3. Выполнение детьми постоянных обязанностей в семье. Постоянными обязанностями ребенка 6-7 лет могут быть:
– Полив комнатных растений;
– Мытье посуды за собой;
– Уборка в игровом уголке;
– Поддержание порядка в своих вещах, своей комнате.
4. Выполнение трудовых поручений (сходить в магазин, подмести, накрыть на стол, вымыть посуду и т. д.);
5. Приучать к тому, чтобы любое начатое дело, ребенок доводил до конца;
6.Учите ребенка организовывать свое рабочее пространство.
Педагог-психолог: Малиновская А.В.
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ДЕТСКОМУ САДУ
Излишняя серьезность. Некоторые семьи собираются в сад так, как будто готовятся к ведению боевых действий. Не стоит заострять внимание ребенка на предстоящем событии, и уж тем более, рассказывать ему о предстоящих трудностях («Воспитательница тебя будет за это ругать!», «А вот в садике все придется делать самому!»).
Волнение взрослых. Демонстрируемое ребенку. Мама переживает и волнуется. Это естественно. Однако малыш должен видеть Ваше спокойствие и уверенность. Постарайтесь «снимать стресс» без участия ребенка. Расскажите о своих волнениях подруге, родственникам живущим далеко. Но в разговорах в семье ( особенно в присутствии ребенка) должна быть только радость предвкушения грядущих перемен. Это замечательно, что малыш стал таким большим, что может пойти в детский садик, познакомиться там с новыми детьми, играть с ними в интересные игры! Он, конечно же, будет все рассказывать маме вечером, а мама расскажет, как прошел ее день на работе. Отдельно стоит обратить внимание на старших родственников, если они живут с семьей. Бабушки иногда склонны преувеличивать грядущие трудности, и даже если сами родители уверены в необходимости посещения детского сада, замечания бабушек и дедушек могут создать у ребенка двойственное отношение к предстоящему событию. Постарайтесь в первую очередь успокоить именно их.
Желание «продлить детство». Иногда взрослые рассуждают примерно следующим образом: в детском саду ребенку будет тяжело, придется много делать самостоятельно, пусть хотя бы теперь вволю почувствует родительскую заботу. И, окружая заботой, лишают ребенка возможности развивать свою самостоятельность. А ведь если ребенок не научится дома элементарным навыкам самообслуживания, в детском саду ему придется не только привыкать к новой обстановке, но и одновременно учиться новым для него вещам (держать ложку, самостоятельно проситься в туалет, одеваться и раздеваться и т. д.). Воспитатель, конечно же, поможет такому ребенку, но зачем малышу дополнительные трудности? Практика показывает, что, чем самостоятельнее дети ввопросам обслуживания себя, тем легче они адаптируются к детскому саду.
Запугивание садиком. Крайний случай воспитательных воздействий в семье: «Вот пойдешь в садик, там тебя научат!». В этом случае «садик» - это такое наказание, а воспитательница – страшная «бука». И как малыш воспримет осуществление этого «наказания»? Иногда родители вспоминают про грядущее посещение детского сада исключительно с благими намерениями: «Одевай колготки сам, тебе скоро идти в детский сад, там придется быть самостоятельным!». Думается, после таких слов на месте ребенка вы бы и сами постарались как можно дольше демонстрировать родителям свою неумелость и несамостоятельность, чтобы они не отдали вас в «страшный детский сад».
Полное сосредоточение родителей на ребенке. Мы не имеем в виду воспитание по типу «кумир семьи». В самых гармоничных семьях, где дети самостоятельны, активны, общительны и вполне готовы к посещению детского сада, родители иногда допускают ошибку планирования собственной жизни. Пока ребенок был дома, мама была «при деле». Это дело осознавалось и одобрялось всеми членами семьи. А что мама будет делать, когда ребенок пойдет в детский сад? Ловушка, в которую может попасться семья, зовется «мамина неуверенность в себе». Иногда предстоящий выход на работу может в глубине души тревожить маму («не справлюсь, не оценят так, как ценят меня дома»). Мама подсознательно ищет возможность избежать этого процесса. И очень быстро находит. Чуткий к маминым проблемам ребенок начинает болеть, капризничать, никак не может привыкнуть к детскому садику, - ну какая теперь работа! Еще сложнее бывает смириться с переменами неработающим мамам. Все их время до сих пор занимал ребенок, которого теперь приходится отдавать «чужой тете». Если мама срочно не найдет себе новое дело, чтобы заполнить образовавшуюся пустоту, ребенок, скорее всего, также не привыкнет к детскому саду.
Педагог-психолог: Малиновская А.В.
«Как справиться с детской истерикой».
Детские истерики – это крайне неприятное явление, с которым сталкиваются все родители малышей в возрасте от года до трех лет, а иногда и старше. Возникновение детских истерик неизбежно, все дети проходят этот этап развития. Своими капризами и истериками ребенок пытается достичь желаемого или выразить свой гнев по поводу запретов или ограничений. Зачастую детские капризы и истерики совершенно необоснованны. Например, ребенок может устроить крик и плач, потому что ему не дали конфеты, которых в данный момент в доме может и не быть.
|